Уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж
приветствует Вас на борту нашего самолета.
На борту имеются сауна с бассейном, кинотеатр,
тренажерный зал, дискотека и боулинг.
А сейчас мы со всей этой фигней попытаемся взлететь.
(Анекдот)
приветствует Вас на борту нашего самолета.
На борту имеются сауна с бассейном, кинотеатр,
тренажерный зал, дискотека и боулинг.
А сейчас мы со всей этой фигней попытаемся взлететь.
(Анекдот)
Соединенные Штаты Америки уже достаточно давно решили провести своего рода унификацию и создать многоцелевой истребитель, который отвечал бы самым разнообразным требованиям. Чтобы он мог использоваться для решения самых разных демократических задач и вообще одним своим существование внушал бы подавляющее превосходство США в воздухе на долгие-долгие годы. По расчетам — лет на 55.
Речь о проекте F-35 (Lockheed Martin F-35 Lightning II). Что конкретно требовалось от F-35?
Американские хотелки были крайне многочисленны. Боевая машина следующего (по их подсчетам, пятого) поколения, предназначенная для ведения воздушного боя и борьбы с наземными целями, должна быть почти невидима для радаров и обеспечивать превосходство на любом поле боя будущего. Она придет на смену большей части истребителей, находящихся на вооружении ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты США, а также как минимум девяти иностранных союзников Америки.
История развития проекта во многом противоречива и началась она еще в 80-х годах. Он появился в виде предложения создать истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, который к тому же должен был стать сверхзвуковым. Одно, конечно, не исключает другое на сто процентов, но вообще требования чуть ли не противоположные.
Далее к проекту добавилось требование о том, что самолет должен быть многоцелевым, то есть истребитель и бомбардировщик одновременно. А это компромисс между манёвренностью и малым весом и приспособленностью фюзеляжа под тяжелую бомбовую нагрузку.
А затем еще добавилось требование о малозаметности. То есть специализированная для «стелса» аэродинамическая форма и особое покрытие, уменьшающее «засветку» на радарах. Орудийные подвесы также требовалось спрятать от радаров — меняем форму фюзеляжа, добавляем отсеки для оружия, т.е. увеличиваем постоянный вес машины.
Теперь всё? Нет. Еще самолет должен быть многофункциональным и подходить для разных видов вооруженных сил, таких как ВВС, морская пехота и ВМС. А у них свои, весьма строгие требования.
Ну то есть не хватает только музыкального салона и отсека для вёсел. А так — полностью универсальный самолет!
Но, наверное, если вложить достаточное количество средств, то все вышеуказанные требования можно уместить в один, кхм, летательный аппарат и сконструировать просто супер-машину? Так вот, в программу разработки уже вложено 56,4 миллиарда долларов! И нужно еще. И еще.
Далее, закупочная цена. К приобретению планируется 2457 машин. В прошлом году Пентагон заявил Конгрессу, что эта самая закупочная цена увеличивается еще на 16 процентов, с 328,3 до 379,4 миллиарда долларов. И всё. Больше повышений не будет. Точно не будет! А в феврале 2012-го цена... увеличиась до 395,7 миллиарда долларов. А в апреле было еще одно повышение, на 289 миллионов долларов.
Чтобы было с чем сравнивать - изначально, в 2001 году, планировалось потратить 226,5 миллиарда долларов на 2866 самолетов!
Но прежде чем покупать товар, нужно убедиться в его качестве. Для такого товара, как боевая авиатехника, предусмотрены летные испытания.
Испытания самолета планируют закончить в 2019 году. При этом, чтобы самолет испытать — нужно его построить. Чтобы устранить недостатки — нужно построить самолет с учетом выявленных недостатков предыдущих опытных образцов. Таким образом, к 2019 году будут уже построена сотни самолетов. На данный момент программа испытаний проведена примерно на 20 процентов, и самые сложные испытания еще впереди. на основании тех испытаний, которые уже успели провести, затраты на доработку и модификации составят 534 млн.долларов. Но вы понимаете, что сумма может и будет меняться в сторону увеличения по мере проведения дальнейших испытаний.
И вот какой еще момент: 395,7 миллиарда долларов — это расходы на закупку и только. А расходы по всему жизненному циклу техники планируются на уровне 1,1 триллиона долларов.
То есть, стоимость партии самолетов — полтора триллиона баксов!
Новостные сайты, рассказывающие об этом самолете, в качестве сравнительно характеристики для этой цифры приводят годовой ВВП Испании...
Еще одна особенность один гвоздь в крышку гроба проекта — сроки сдачи. Планировалось, что первая партия самолетов будет готова к принятию на вооружение в 2010 году. Затем было сказано, что первая партия поступит к 2012 году. Сейчас 2019 год — это неофициальная версия сроков поступления на вооружение. Почти на 10 лет. Подзадержались.
Что можно сказать в качестве заключительного слова. F-35 — это универсальный чудо-самолет. Который умеет всё, но значительно хуже, чем специализированная техника под каждый вид задач. Собрать собрали, а заставить эффективно действовать не получается. Решить фундаментальные конструкторские проблемы можно, лишь начав всё заново.
Впрочем, вру. Одно самолет умеет делать отлично — вытягивать чудовищные суммы денег и количество времени на свое создание. Почему было не отказаться от программы на ранних стадиях и просто не заморозить ее? Проект международный и подписались под ним уже многие государства-союзники США, так что теперь выйти из него Штатам будет очень проблематично. Поэтому они будут стараться и дальше сохранять хорошую мину при плохой игре. Ведь в случае неудачи — некоторым другим странам тоже есть, что предложить потенциальным покупателям на рынке боевой авиационной техники.
http://glebklinov.ru/universal-jet-1316.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий